+7 (812) 967‑6650 +7 (921) 967‑6650

Автономная некоммерческая организация

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Санкт-Петербургский научно-исследователь­ский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Особенности проведения судебной психолого-педагогической экспертизы детей с ограниченными возможностями здоровья: случай из практики

При проведении судебно-психологической экспертизы (СПЭ) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) существует ряд ограничений. К ним относятся психологические особенности детей с ОВЗ: истощаемость и неустойчивость внимания, нарушения восприятия, недостаточный словарный запас, приводящий к тому, что ребенок с ОВЗ не всегда понимает инструкцию. Кроме особенностей развития познавательной сферы для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость, неготовность или неспособность к волевым усилиям, эмоциональная лабильность. Применение психодиагностических тестов также оказывается ограниченным: многие тесты оказываются невалидными для детей с тем или иным нарушением. Так, например, в работе с умственно отсталыми детьми затруднено использование опросников, и, соответственно, применение таких опросников, как тест Кеттелла, опросник Шмишека невозможно.

В своей практике мы столкнулись с интересным случаем проведения СПЭ. Требовалось изучить индивидуально-личностные особенности незрячей девочки 6 лет, а также ее отношение к родителям. Изучение интеллектуальной сферы проводилось при помощи вербальных субтестов методики Д. Векслера.

Для изучения самооценки нами использовалась адаптированный вариант методики «Лесенка». Рисунок лесенки был заменен объемной лестнице с 5 ступеньками. Ступеньки лесенки соответствовали уровням самооценки: «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий». Предварительно психолог помог Оле исследовать лестницу, посчитать ступеньки, определить верх и низ. После этого предлагалось разместить куклу по семи традиционным шкалам методики «Лесенка»: здоровье, красота, ум, доброта, умение дружить (авторитет у сверстников), характер (хороший-плохой). По каждой шкале Оля разместила себя на верхней ступени, что соответствует «очень высокому» уровню. Чрезмерно завышенная самооценка, выявленная у Ольги, некритичное отношение к себе характерно для дошкольников с нарушением зрения.
Для изучения детско-родительских отношений нами использовался адаптированный вариант ЦТО. Цветные карточки классического теста ЦТО были заменены на полоски из разного материала: камень, дерево, металл и сукно. Первоначально Оле было предложено проранжировать полоски по степени предпочтения (2 раза). Ряд предпочтений выглядел следующим образом: камень, дерево, сукно, металл. После этого Оля должна была выбрать полоску, которая наибольше, по ее мнению, самой девочке, маме и папе.

Детско-родительские отношения также изучались при помощи адаптированного варианта фильм-теста Рене Жиля. Мы проводили только вопросы и ситуации, связанные со шкалой отношения к матери и отцу. Изображения стола и сидящих вокруг родственников были заменены на игрушечную мебель и набор кукол. Оле предлагалось рассадить вокруг стола куклу матери, куклу отца и собственную куклу. Игра с куклами сопровождалась комментариями девочки о том, каким образом куклы будут сидеть за столом и обедать.

Анализ методики «Расскажи сказку» позволил выявить наличие напряжения в отношениях «мать-отец». Оля совместно с психологами сочиняла сказку про девочку Олю, маму и папу. Оля предложила рассказывать сказку по главам. Каждую главу девочка заканчивала словами: «Они были очень дружными, они (папа, мама, Оля) вместе играли им было весело)». На вопросы психолога о поведении мамы и папы, содержании их диалогов в сказке, Оля уходила от ответа. Прямого ответа на вопросы о матери и отце, Оля так и дала. При вопросах об отношениях матери и отца, девочка длительно молчала, начинала возбуждаться, прыгать на одном месте, переводить разговор на другие темы. В конце проведения методики ребенок сообщил «папа с нами не живет». Анализ метафорического контекста сказки, сюжета и развития историй, позволяет сделать вывод о том, что девочка остро переживает ситуацию развода взрослых. Тема отношений родителей для нее является травматичной.

В результате проведенного исследования нам удалось ответить на вопросы, поставленные судом. Полученный опыт в адаптации методик для изучения незрячего ребенка путем перевода плоскостных изображений в объемный вариант оказался бесценным.

АНО «Центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы» проводит экспертизы как по определению суда, так и в досудебном порядке по вопросам, связанным с определением места жительства ребенка и порядка общения с отдельно проживающим родителем. Квалификация наших специалистов позволяет проводить исследования в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор

Кудзилов Дмитрий Борисович

Судебный эксперт-психолог, клинический психолог, педагог-психолог

Колосова Татьяна Александровна

Педагог-психолог, специальный психолог, судебный эксперт-психолог
Кандидат психологических наук, доцент
Ещё в рубрике
Автор

Кудзилов Дмитрий Борисович

Судебный эксперт-психолог, клинический психолог, педагог-психолог

Колосова Татьяна Александровна

Педагог-психолог, специальный психолог, судебный эксперт-психолог
Кандидат психологических наук, доцент
Ещё в рубрике

Ждём Вас в нашем центре

Санкт-Петербург, пл. Конституции, 2, офис 12, этаж 2

+7 (812) 967-6650
+7 (921) 967-6650

+7 (812) 967-6650 • +7 (921) 967-6650

info@expert-psy.ru

задать вопрос задать вопрос
записаться записаться