+7 (812) 967‑6650 +7 (921) 967‑6650

Автономная некоммерческая организация

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Санкт-Петербургский научно-исследователь­ский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья в практике судебно-психологической экспертизы

Судебная экспертиза ребенка и детско-родительских отношений назначается при конфликтном разводе родителей, когда родители не могут договориться о месте и порядке проживания ребенка, а также встреч ребенка с другим родителем. Нередко на такие экспертизы попадают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, а также с расстройствами аутистического спектра. Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ требуют от психолога специальных знаний, умений и навыков. К сожалению, не все специалисты имеют представления о психологической диагностике детей с нарушением развития. При проведении исследований не учитывается специфика развития детей с ОВЗ. Психологи достаточно часто применяют методы и методики, невалидные для изучения таких детей, либо вообще не проводят психолого-педагогическую диагностику ребенка с ОВЗ, делая умозаключения на основании исключительно беседы с родителями или самим ребенком. Качество таких экспертиз оставляет желать лучшего и не могут быть представлены в суд, как ненадежные. Дети с ОВЗ развиваются по общим, модально-специфическим и модально-неспецифическим закономерностям развития. Соответственно, при проведении психолого-педагогического изучения необходимо опираться не только на общие принципы психодиагностики, но и учитывать особенности развития ребенка с ОВЗ. Рассмотрим некоторые особенности психодиагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от типа дизонтогенеза.

Применение психодиагностических методик при работе с детьми с нарушением интеллекта имеет ряд проблем. Во-первых, сами параметры стандартов тестов соотнесены с возможностями ребенка/подростка с нормальным интеллектом. Ребенок с нарушением интеллекта оказывается в ситуации, не соответствующей его возможностям, и оценка его результатов не всегда отражает уровень диагностируемых способностей и возможностей. Во-вторых, большинство стандартизированных методик диагностирует актуальный уровень развития ребенка, в то время как при работе с детьми с нарушением интеллекта важным является информация о зоне ближайшего развития. Затруднено использование опросников, большинство из них невалидны для детей и подростков с нарушением интеллекта. Так, например, нельзя использовать опросники с тремя и более вариантами ответов, содержащие большое количество вопросов. При проведении методики необходимо убедиться, что ребенок с нарушением интеллекта понимает значения всех слов. Использование рисуночных проективных тестов также может быть затруднено с детьми с нарушением интеллекта в силу возможного нарушения у них моторных функций.

При проведение психолого-педагогической диагностики неслышащих детей необходимо присутствие сурдопедагога. Особенности проведения психологического исследования также состоит в специфики применения тестов. Недостаточное развитие внутренней речи, как способа мышления значительно затрудняют осуществление таких операций мышления, как анализа, синтеза, обобщения и исключения. Неслышащие дети и подростки с трудом понимают переносных смысл. Эти все особенности их развития необходимо учитывать при проведение психолого-педагогического изучения.

Особенности психолого-педагогической диагностики незрячих детей заключаются в невозможности применения с ними визуальных стимулов. В связи с этим, такие методики как «Детский апперцепционный тест», филь-тест Рене Жиля, рисуночные тесты оказываются невалидными. При работе с незрячими детьми необходимо либо адаптировать сами методики, либо проводить методики с аудиальными стимулами. Так, с незрячими детьми возможно использование тесто «Неоконченные предложения», «Сочини сказку», «Продолжи историю», «Слуховой апперцепционный тест».

При психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями речи сложности могут возникнуть при работе с неговорящими детьми.

При моторной алалии, несмотря на преимущественное нарушение экспрессивной речи, наблюдаются и расстройства понимания речи. В связи с этим, не рекомендуется использование развернутых и многоступенчатых инструкций. Возникающие в этом случае ошибки могут быть связаны как с наиболее выраженные трудности интерпретации данных возникают при диагностики мышления. При проведении методики «Исключение лишнего» у неговорящих детей, возможно оценить только правильность выбора, т.е. способность к классифицированию, но затруднительно оценить способность к обобщению. Аналогичная ситуация возникает исследовании словесно-логического мышления при помощи методики «Последовательные картинки». Ребенок с I уровнем речевого развития способен положить картинки определенным образом, но не способен составить по ним рассказ, что, безусловно, затрудняет психологическую диагностику и ставит под сомнение валидность данной методики для неговорящих детей. В целом, психодиагностика наглядно-действенного мышления у детей с алалией происходит аналогично диагностике у детей с нормальным развитием; диагностика же наглядно-образного и словесно-логического мышления в ряде случаев оказывается затруднительной.

При сенсорной алалии психологическая диагностика затруднена в силу непонимания ребенком речевой инструкции. В ряде случаев провести исследование психических функций у ребенка с сенсорной алалией не представляется возможным.

Проблема психолого-педагогического изучения детей и подростков с нарушением развития в практике судебной экспертизы стоит весьма остро. На сегодняшний день далеко не во всех центрах, занимающихся судебно-психологической экспертизой есть специальные психологи и педагоги, способные грамотно провести исследование ребенка с ОВЗ.

В нашем центре проводится весь спектр судебных психолого-педагогических экспертиз с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.