+7 (812) 967‑6650 +7 (921) 967‑6650

Автономная некоммерческая организация

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Санкт-Петербургский научно-исследователь­ский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Вопросы решаемые психологом при проведении судебных экспертиз по делам о спорах родителей

В своей профессиональной деятельности, практически ежедневно общаюсь с адвокатами и юристами, которые представляют своих доверителей и в их интересах обращаются за услугами судебного психолога, который смог бы провести досудебное психологическое исследование и дал необходимое заключение. Поскольку основной специализацией нашего центра является проведение экспертиз в рамках гражданского судопроизводства, то чаще всего обращения касаются, либо психологической экспертизы детей и их родителей, которые находятся в ситуации развода, либо оценки морального вреда от тех или иных действий третьих лиц, либо оценки сделкоспосбности человека.

Чаще всего, обращаясь за помощью к судебному психологу, юристы и сами стороны гражданского процесса, не имеют четкого представления о том, что именно необходимо исследовать и оценить в рамках досудебного или судебного исследования. Обычно приходиться слышать, что-то вроде: «Надо провести экспертизу семьи, они разводиться, что можно сделать?», «Нужно заключение, что ребенок больше любит мать», «Необходима справка от психолога для суда», «Нужно подтверждение что я хороший отец и люблю ребенка», «Можете провести исследование и сказать, что мальчику лучше проживать с отцом» и пр. Все эти запросы имеют дефект: они либо неконкретны, либо содержат в себе желаемый результат. И в первом и во втором случае эксперту приходиться разъяснять заказчикам, что оправдать их ожидания нет никакой возможности, и выполняя заказ на досудебное или судебное исследование, специалист не будет придерживаться пожеланий заказчика, а обязан строго следовать закону и профессиональной этике.
Это означает, что при проведении психологической экспертизы, исследователь в заключении напишет выводы, соответствующие реальному положению вещей, выводы которые будут опираться на результаты проведенных диагностических исследований и иных экспертных процедур.

Некорректность формулируемых перед экспертом задач связана прежде всего с непониманием границ компетенций эксперта–психолога и возможностей судебной экспертизы в целом. В этой связи, целью настоящей стати является информирование заинтересованных лиц в некоторых, общих аспектах судебно-психологического исследования при разбирательствах в рамках гражданского процесса. В частности, речь пойдет о судебных тяжбах, связных с определением места жительства детей, определении порядка общения с отдельно проживающим родителем и его близкими родственниками. К сожалению, именно судебные процессы, связанные с разводом и спором о судьбе детей, стоят на первом месте по количеству обращений для проведения судебных и досудебных психологических экспертиз.

Итак, при вышеуказанной категории дел, суд, как правило, назначает экспертизу, в которой необходимо оценить все стороны спора. Обычно ставится задача исследовать самого ребенка, обоих супругов, и в некоторых случаях – бабушек и дедушек ребенка, если последние заявляют свои требования. Самый стандартный, общий план исследования в рамках судебной психологической экспертизы выглядит следующим образом.

Экспертиза родителей, как правило, включает в себя: исследование индивидуально-личностных особенностей (темперамент, характер, способности, особенности мышления), и отвечает на вопрос «Каковы индивидуально-психологические особенности матери/отца?». Особенности личности взрослых исследуются с целью в последующем дать ответ на другой вопрос «Могут ли личностные особенности отца/матери оказать деструктивное (негативное) влияние на психологическое состояние и развитие ребенка?». Иногда тема может звучать следующим образом: «Каковы индивидуально-психологические особенности матери и отца ребенка в познавательной, эмоционально-волевой сферах, в осуществлении воспитательного процесса в отношении ребенка?» или так: «Каковы индивидуальные особенности отца и матери: личностные особенности, ценностные ориентации, эмоциональное состояние, основные мотивационные линии поведения?». Как бы не сформулировал суд задачу пред экспертом, цель его выявить особенности личности и как эти особенности могу повлиять на личность ребенка.

Далее при исследовании отца и матери в рамках судебной психологической экспертизы по семейным спорам, необходимо выяснить представления каждого из родителей о процессе воспитания ребенка и имеющиеся у сторон установки и стили семейного воспитания. Для этого ставиться следующие вопросы: «Каковы стили семейного воспитания у матери и отца ребенка?», «Каковы особенности стиля воспитания, применяемого матерью/отцом? Отвечают ли используемые матерью/отцом методы воспитания, задачам и условиям для нормального и всестороннего психического развития личности ребёнка, обеспечения его интересов?», иногда суд желает выяснить и родительскую зрелость, тогда он спрашивает эксперта-психолога о следующем, «Обладает ли каждый из подэкспертных необходимыми данными и навыками для воспитания ребёнка?». Выводы эксперта по вышеперечисленным задачам дадут возможность суду сформировать представление о качестве воспитательной позиции сторон процесса, о том насколько выявленные модели и стили воспитания конструктивны в целом, и в частности, насколько отвечают интересам ребенка, который является участником спора родителей.

В зависимости от конкретных обстоятельств гражданского дела, суд может выяснять и другие вопросы, связанные с обеспечением интересов ребенка. Эти вопросы могут касаться взаимоотношений супругов между собой или их отношения к детям. Для этого могут формулироваться следующие вопросы: «Каковы взаимоотношения между значимыми взрослыми (между отцом и матерью ребёнка)?», «Каково отношение и какова степень привязанности отца/матери к каждому из детей?», «Кто из супругов чувствует большую внутреннюю ответственность и заботу о развитии и психическом состоянии ребенка?»

Что касается исследования детей, то как правило, изучаются несколько важных тем: индивидуальные особенности психики ребенка, психологическое отношение ребенка к каждому из членов семьи, оценивается степень привязанности ребенка к родительским фигурам, выясняется кто из предков для ребенка является большим авторитетом, с кем из значимых членов семьи дети или ребёнок желает проживать, как сформировалось его желание. В качестве примеров вопросов суда, отражающих вышеназванные темы исследования быть следующие: «Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего? Имеется ли у ребенка такие индивидуально-психологические особенности как склонность к фантазированию, повышенная внушаемость?», «Имеется ли у ребенка негативное отношение к матери, отцу, если да, то чем оно вызвано, заметно ли влияние отца или матери в формировании у ребенка негативного отношения к кому-либо из них?», «С кем, с отцом или мамой желает проживать ребенок, с чем связанно такое желание?», «Существует ли привязанность ребенка к кому-либо из семьи? Какова степень привязанности ребенка к каждому из родителей?». Как вы можете убедиться, спектр вопросов может быть очень широким, на каждый вопрос в рамках экспертизы дается развернутый обоснованный ответ, который подтверждается результатами проведенного исследования.

В рамках психологической экспертизы, назначаемой судами при семейных спорах, могут исследоваться и темы конфликтного, негативного отношения ребенка к той или иной родительской фигуре, например, в ситуациях, когда ребенок отказывается от встреч с отдельно проживающим родителем, выражает неприязнь.

На практике довольно часто в постановлении о назначении педагогической экспертизы и в адвокатских запросах встречаются задачи, которые выходят за пределы компетенции эксперта-психолога, самый распространенный из них является вопрос о том, с кем из родственников после развода следует проживать ребенку, какой порядок общения целесообразен? Отвечая на него, эксперты выходят за пределы своей профессиональной компетенции, в виду того, что эти вопросы решаются по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения между ними относятся исключительно к компетенции суда. Написав в заключении, с кем из родителей целесообразно проживать ребенку, какой порядок общения с отдельно проживающим родителем предпочтителен, эксперты превышают свою компетенцию в наиболее значимых выводах, имеющих юридические последствия.

Подводя итог, можно сказать о том, что экспертиза детей и родителей при семейных спорах способна прояснить многие темы важные для обеспечения интересов ребенка. Необходимо тщательно подходить к формулировкам задач, для этого целесообразно проконсультироваться перед их составлением со специалистом-психологом сведущем в теме судебных психологических экспертиз. На сегодняшний день и адвокаты и стороны гражданского процесса имеют возможность обращаться за консультацией к специалистам и экспертам и вместе формулировать вопросы выносимые на разрешение экспертизы.

Опытные профессионалы нашего центра активно сотрудничают с адвокатами и юристами, оказывают консультации и помогают в составлении вопросов как для экспертизы назначенной судом, так и для досудебной экспертизы, которые бы могли правильно и в полной мере пролить свет на выясняемые обстоятельства.
Мы оказываем весь спектр консультационных услуг от подготовки вопросов к экспертам до проведения досудебной и судебной психолого-педагогической экспертизы.

Ждём Вас в нашем центре

Санкт-Петербург, пл. Конституции, 2, офис 500

+7 (812) 967-6650
+7 (921) 967-6650

+7 (812) 967-6650 • +7 (921) 967-6650

info@expert-psy.ru

задать вопрос задать вопрос
записаться записаться