+7 (812) 967‑6650 +7 (921) 967‑6650

Автономная некоммерческая организация

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Санкт-Петербургский научно-исследователь­ский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Гендерные особенности совладающего поведения у подростков с умственной отсталостью

Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей половой идентификации. Принятие на себя определенной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг (отслеживание и контроль) своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей межполовой роли. Каждая роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности.

Копинг-поведение представляет собой целенаправленное устранение или изменение влияния стрессовой ситуации, ослабление стрессовой связи личности с окружающей средой. Изучение совладающего поведения у подростков представляется актуальным в силу увеличения числа конфликтов внешнего и внутреннего плана именно в подростковом возрасте, и для того, чтобы иметь возможность способность дезорганизации психики, иметь возможность избегать социальные конфликты, подростки начинают чаще использовать разного рода стратегии совладания.

Копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

Копинг-поведение – это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, – это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности [2, стр. 87]

Адаптационный потенциал подростков с умственной отсталостью значительно отличается по уровню и по структуре от адаптационного потенциала подростков с нормальным интеллектом. Как отмечает Н.Л. Коновалова [1, стр. 108], адаптационный потенциал умственно отсталых детей по отношению к детям с нормальным интеллектом снижен. В силу недостаточного осмысления складывающихся вокруг них социальных ситуаций у них часто возникают психологические проблемы там, где у нормальных детей эти задачи решаются без особого напряжения. Дети с отставанием умственного развития отличаются не только особенностями познавательной деятельности, но и характером и содержанием психологических проблем, а также особенностями процессов психической адаптации.

В связи с этим, представляется актуальным выявление типов совладающего поведения умственно отсталых подростков, и, особенно, их межполовых различий в этой области. Полученные знания позволят совершенствовать процессы: обучения, социально-психологической адаптации при индивидуальном подходе к каждому подростку с легкой степенью умственной отсталостью.

В настоящем исследовании мы использовали опросник копинг-поведения, разработанный Н.А. Сиротой, В.М Ялтоновским и адаптированный Р.М. Грановской и И.М. Никольской, детский вариант теста Розенцвейга и проективная методика «Несуществующее животное».

В исследовании принимали участие 50 подростков с умственной отсталостью (25 мальчиков и 25 девочек) и 50 подростков с нормальным интеллектом (27 мальчиков и 23 девочки) в возрасте 13 – 15 лет.

В группе умственно отсталых подростков выявлены следующие достоверные отличия.

Таблица 1. Различия средних значений показателей по t-критерию Стьюдента в экспериментальной группе среди мальчиков и девочек (при p < 0,05)

ПоказателиДевочки (n=25)Мальчики (n=25)t- valueР
Стратегии расслабления, использование0,3000000,53846-2,222060,035560
Стратегии агрессивного реагирования, использование0,0642860,42692-2,234060,034660
Стратегии расслабления, помогающие0,1035710,44615-3,828090,000769
Стратегии агрессивного реагирования, помогающие0,0642860,36538-2,825230,009151
Конформность0,0714290,38462-2,031420,052972
Агрессивные проявления0,2142860,61538-2,233640,034691

Стремление расслабиться, уединиться у мальчиков более выражено, за счет того, что они хотят обдумать сложившуюся ситуацию, принять правильное решение. В отличие от девочек, решение проблемной ситуации принимается не спонтанно. Наряду с этим у них ярко выражено агрессивное реагирование и аффективные реакции при наличии фрустрационной ситуации. Это может быть связано с повышенной агрессивностью мужчин, применением физической агрессии при разрешении конфликтных ситуаций. Показатель конформности у мальчиков выше за счет того, что у них наблюдается снижение самооценки, болезненная защита своего Я, боязнь потерять «лицо» перед группой и быть отторгнутым ей.

Проведенный корреляционный анализ показателей позволил установить взаимосвязи показателей в структуре совладающего поведения. В структуре совладающего поведения умственно отсталых мальчиков и девочек обнаружена существенная разница: мальчики в большей степени используют широкий репертуар совладающего поведения, в структуре их защитного поведения присутствуют и бессознательные способы реагирования. Для девочек в большей степени характерно легкое отношение к стрессовой ситуации, как к преодолимой со временем; поведенческий репертуар копингов не так разнообразен как у мальчиков. Так, умственно отсталые мальчики одинаково часто применяют стратегии смены деятельности, общения, избегания, расслабления и фантазирования, в то время. Как у девочек были обнаружены достоверные взаимосвязи между стратегиями расслабления и избегания.

Таблица 2. Различия средних значений показателей по t-критерию Стьюдента в контрольной группе среди мальчиков и девочек (при p < 0,05)

ПоказателиДевочки (n=23)Мальчики (n=27)t- valueР
Экстрапунитивные реакции6,4166711,50000-2,376550,026602
Импунитивные реакции11,250007,333332,568580,017521
Фиксация на самозащите7,5000010,66667-2,454750,022475
Стратегии отрицания, использование0,541670,208332,442560,023077
Любознательность0,500000,000003,316620,003136
Демонстративность 0,333330,000002,345210,028444
Агрессивные проявления0,166670,58333-2,236070,035812

По направленности реакции на фрустрационную ситуацию у мальчиков мы наблюдаем показатель экстрапунитивности выше, чем у девочек, их реакция направлена вовне, виноват кто-то, но не подросток. Возможны колебания поведенческих реакций. Потому и в типе реакции на фрустрацию у мальчиков выше показатель фиксации на самозащите – здесь уместно предположить о включении механизмов психологической защиты для защиты собственного «Эго». Большинство девочек рассматривают проблемную ситуацию, как нечто незначительное, что может соответствовать такому виду психологической защиты, как изоляция. Что-то, что со временем само пройдет, в этом никто не виноват. В подгруппе девочек преобладает показатель заинтересованности информацией о себе, кто что говорит или думает о данной девочке. Велик по сравнению с мальчиками показатель истероидно-демонстративных манер. Соответственно, у девочек выше показатель более быстрого психологического взросления, более ясного понимания жизненных ситуаций, чем у мальчиков, у которых в свою очередь выше показатель желания защититься от людей, имеющих над ними власть (например, учителя или родители), за счет чего повышен уровень агрессии, особенно физической. Для структуры защитного поведения девочек с нормальным интеллектом характерно использование в качестве совладания стратегий отрицания, избегания и стремления расслабиться. Чаще к данным копингам прибегают неуверенные в себе девочки, склонные к конформности. Неуверенный в себе подросток часто страдает от мысли, что его могут отвергнуть другие. Поэтому естественным желанием его будет – не выделяться, быть таким, как все. В ситуации фрустрации или стресса такому подростку проще отрицать наличие у себя какой-либо проблемы или «убежать» от ситуации. При использовании стратегий совладания по типу избегания, бессознательно девочки стремятся к дополнительной защите.

В структуре защитного поведения мальчиков с нормальным интеллектом обнаружены стратегии расслабления, избегания, невротических проявлений и агрессивных проявлений. К данным стратегиям совладения чаще прибегают мальчики, обвиняющие внешнее окружение в любой стрессовой ситуации. Мальчики тяжело переносят ситуации фрустрации и склонны обвинять других, но не себя. При выраженной фиксации на самозащите мальчики с нормальным интеллектом в качестве помогающих копинг-стратегий склонны использовать стратегии смены деятельности.

Таким образом, в структуре защитного поведения мальчиков и девочек с нормальным интеллектом обнаружена следующая разница: девочки предпочитают стратегии расслабления, ухода от ситуации, легкости отношения к ней. К тому же им необходима дополнительная защита, совет значимого взрослого, участие третьего лица. У мальчиков мы можем наблюдать некие невротические проявления в виде страха потери авторитета среди своих друзей, быть социально неуспешными; они более тяжело переносят фрустрирующую ситуацию, более часто винят окружающих в сложности ситуации, возможны агрессивные проявления в поведении.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы о гендерных различиях совладающего поведения у подростков с умственной отсталостью и нормальным интеллектом:

  1. Для девочек независимо от уровня интеллекта характерен поиск дополнительной защиты в ситуации стресса.
  2. Мальчики обеих изученных групп достоверно чаще прибегают к агрессивным действиям во время стрессовых ситуаций по сравнению с девочками.
  3. В качестве совладающего поведения умственно отсталые девочки чаще используют стратегии смены деятельности, в то время как мальчики – отрицание проблемной ситуации. Для девочек с нормальным интеллектом в большей степени характерен выбор копинг-поведения, направленный на избегание ситуации, а для мальчиков – попытка найти решение проблемы и отрицание своей вины.
  4. В структуре защитного поведения умственно отсталых мальчиков и девочек обнаружена существенная разница: мальчики в большей степени используют широкий репертуар совладающего поведения, в структуре их защитного поведения присутствуют и бессознательные способы реагирования. Для девочек в большей степени характерно легкое отношение к стрессовой ситуации, как к преодолимой со временем; поведенческий репертуар копингов не так разнообразен как у мальчиков.

Полученные данные представляют интерес с точки зрения их практического использования в деятельности службы сопровождения учащихся коррекционных учебных заведений. В этой связи актуальным представляется выявление типов совладающего поведения умственно отсталых подростков, приводящих к адаптации или дезадаптации и, особенно, их межполовых различий в этой области. Это позволит совершенствовать процессы социально-психологической адаптации и психолого-педагогического сопровождения при индивидуальном подходе к каждому ребенку. Учитывая разность в поведении, личностных особенностях мальчиков и девочек необходимо составлять программы коррекции, опираясь на межполовые различия.

Список литературы

  1. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. [Адаптационный потенциал умственно отсталых детей по отношению к детям с нормальным интеллектом снижен. В силу недостаточного осмысления складывающихся вокруг них социальных ситуаций у них часто возникают психологические проблемы там, где у нормальных детей эти задачи решаются без особого напряжения. Дети с отставанием умственного развития отличаются не только особенностями познавательной деятельности, но и характером и содержанием психологических проблем, а также особенностями процессов психической адаптации] / Н.Л. Коновалова. – СПб.,2000 – C. 108
  2. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. [Копинг-поведение – это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, – это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности] / А.В. Либина – М., 2008 – C. 87