Автономная некоммерческая организация
Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы
Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы
Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей половой идентификации. Принятие на себя определенной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг (отслеживание и контроль) своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей межполовой роли. Каждая роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности.
Копинг-поведение представляет собой целенаправленное устранение или изменение влияния стрессовой ситуации, ослабление стрессовой связи личности с окружающей средой. Изучение совладающего поведения у подростков представляется актуальным в силу увеличения числа конфликтов внешнего и внутреннего плана именно в подростковом возрасте, и для того, чтобы иметь возможность способность дезорганизации психики, иметь возможность избегать социальные конфликты, подростки начинают чаще использовать разного рода стратегии совладания.
Копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.
Копинг-поведение – это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, – это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности [2, стр. 87]
Адаптационный потенциал подростков с умственной отсталостью значительно отличается по уровню и по структуре от адаптационного потенциала подростков с нормальным интеллектом. Как отмечает Н.Л. Коновалова [1, стр. 108], адаптационный потенциал умственно отсталых детей по отношению к детям с нормальным интеллектом снижен. В силу недостаточного осмысления складывающихся вокруг них социальных ситуаций у них часто возникают психологические проблемы там, где у нормальных детей эти задачи решаются без особого напряжения. Дети с отставанием умственного развития отличаются не только особенностями познавательной деятельности, но и характером и содержанием психологических проблем, а также особенностями процессов психической адаптации.
В связи с этим, представляется актуальным выявление типов совладающего поведения умственно отсталых подростков, и, особенно, их межполовых различий в этой области. Полученные знания позволят совершенствовать процессы: обучения, социально-психологической адаптации при индивидуальном подходе к каждому подростку с легкой степенью умственной отсталостью.
В настоящем исследовании мы использовали опросник копинг-поведения, разработанный Н.А. Сиротой, В.М Ялтоновским и адаптированный Р.М. Грановской и И.М. Никольской, детский вариант теста Розенцвейга и проективная методика «Несуществующее животное».
В исследовании принимали участие 50 подростков с умственной отсталостью (25 мальчиков и 25 девочек) и 50 подростков с нормальным интеллектом (27 мальчиков и 23 девочки) в возрасте 13 – 15 лет.
В группе умственно отсталых подростков выявлены следующие достоверные отличия.
Таблица 1. Различия средних значений показателей по t-критерию Стьюдента в экспериментальной группе среди мальчиков и девочек (при p < 0,05)
Показатели | Девочки (n=25) | Мальчики (n=25) | t- value | Р |
Стратегии расслабления, использование | 0,300000 | 0,53846 | -2,22206 | 0,035560 |
Стратегии агрессивного реагирования, использование | 0,064286 | 0,42692 | -2,23406 | 0,034660 |
Стратегии расслабления, помогающие | 0,103571 | 0,44615 | -3,82809 | 0,000769 |
Стратегии агрессивного реагирования, помогающие | 0,064286 | 0,36538 | -2,82523 | 0,009151 |
Конформность | 0,071429 | 0,38462 | -2,03142 | 0,052972 |
Агрессивные проявления | 0,214286 | 0,61538 | -2,23364 | 0,034691 |
Стремление расслабиться, уединиться у мальчиков более выражено, за счет того, что они хотят обдумать сложившуюся ситуацию, принять правильное решение. В отличие от девочек, решение проблемной ситуации принимается не спонтанно. Наряду с этим у них ярко выражено агрессивное реагирование и аффективные реакции при наличии фрустрационной ситуации. Это может быть связано с повышенной агрессивностью мужчин, применением физической агрессии при разрешении конфликтных ситуаций. Показатель конформности у мальчиков выше за счет того, что у них наблюдается снижение самооценки, болезненная защита своего Я, боязнь потерять «лицо» перед группой и быть отторгнутым ей.
Проведенный корреляционный анализ показателей позволил установить взаимосвязи показателей в структуре совладающего поведения. В структуре совладающего поведения умственно отсталых мальчиков и девочек обнаружена существенная разница: мальчики в большей степени используют широкий репертуар совладающего поведения, в структуре их защитного поведения присутствуют и бессознательные способы реагирования. Для девочек в большей степени характерно легкое отношение к стрессовой ситуации, как к преодолимой со временем; поведенческий репертуар копингов не так разнообразен как у мальчиков. Так, умственно отсталые мальчики одинаково часто применяют стратегии смены деятельности, общения, избегания, расслабления и фантазирования, в то время. Как у девочек были обнаружены достоверные взаимосвязи между стратегиями расслабления и избегания.
Таблица 2. Различия средних значений показателей по t-критерию Стьюдента в контрольной группе среди мальчиков и девочек (при p < 0,05)
Показатели | Девочки (n=23) | Мальчики (n=27) | t- value | Р |
Экстрапунитивные реакции | 6,41667 | 11,50000 | -2,37655 | 0,026602 |
Импунитивные реакции | 11,25000 | 7,33333 | 2,56858 | 0,017521 |
Фиксация на самозащите | 7,50000 | 10,66667 | -2,45475 | 0,022475 |
Стратегии отрицания, использование | 0,54167 | 0,20833 | 2,44256 | 0,023077 |
Любознательность | 0,50000 | 0,00000 | 3,31662 | 0,003136 |
Демонстративность | 0,33333 | 0,00000 | 2,34521 | 0,028444 |
Агрессивные проявления | 0,16667 | 0,58333 | -2,23607 | 0,035812 |
По направленности реакции на фрустрационную ситуацию у мальчиков мы наблюдаем показатель экстрапунитивности выше, чем у девочек, их реакция направлена вовне, виноват кто-то, но не подросток. Возможны колебания поведенческих реакций. Потому и в типе реакции на фрустрацию у мальчиков выше показатель фиксации на самозащите – здесь уместно предположить о включении механизмов психологической защиты для защиты собственного «Эго». Большинство девочек рассматривают проблемную ситуацию, как нечто незначительное, что может соответствовать такому виду психологической защиты, как изоляция. Что-то, что со временем само пройдет, в этом никто не виноват. В подгруппе девочек преобладает показатель заинтересованности информацией о себе, кто что говорит или думает о данной девочке. Велик по сравнению с мальчиками показатель истероидно-демонстративных манер. Соответственно, у девочек выше показатель более быстрого психологического взросления, более ясного понимания жизненных ситуаций, чем у мальчиков, у которых в свою очередь выше показатель желания защититься от людей, имеющих над ними власть (например, учителя или родители), за счет чего повышен уровень агрессии, особенно физической. Для структуры защитного поведения девочек с нормальным интеллектом характерно использование в качестве совладания стратегий отрицания, избегания и стремления расслабиться. Чаще к данным копингам прибегают неуверенные в себе девочки, склонные к конформности. Неуверенный в себе подросток часто страдает от мысли, что его могут отвергнуть другие. Поэтому естественным желанием его будет – не выделяться, быть таким, как все. В ситуации фрустрации или стресса такому подростку проще отрицать наличие у себя какой-либо проблемы или «убежать» от ситуации. При использовании стратегий совладания по типу избегания, бессознательно девочки стремятся к дополнительной защите.
В структуре защитного поведения мальчиков с нормальным интеллектом обнаружены стратегии расслабления, избегания, невротических проявлений и агрессивных проявлений. К данным стратегиям совладения чаще прибегают мальчики, обвиняющие внешнее окружение в любой стрессовой ситуации. Мальчики тяжело переносят ситуации фрустрации и склонны обвинять других, но не себя. При выраженной фиксации на самозащите мальчики с нормальным интеллектом в качестве помогающих копинг-стратегий склонны использовать стратегии смены деятельности.
Таким образом, в структуре защитного поведения мальчиков и девочек с нормальным интеллектом обнаружена следующая разница: девочки предпочитают стратегии расслабления, ухода от ситуации, легкости отношения к ней. К тому же им необходима дополнительная защита, совет значимого взрослого, участие третьего лица. У мальчиков мы можем наблюдать некие невротические проявления в виде страха потери авторитета среди своих друзей, быть социально неуспешными; они более тяжело переносят фрустрирующую ситуацию, более часто винят окружающих в сложности ситуации, возможны агрессивные проявления в поведении.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы о гендерных различиях совладающего поведения у подростков с умственной отсталостью и нормальным интеллектом:
Полученные данные представляют интерес с точки зрения их практического использования в деятельности службы сопровождения учащихся коррекционных учебных заведений. В этой связи актуальным представляется выявление типов совладающего поведения умственно отсталых подростков, приводящих к адаптации или дезадаптации и, особенно, их межполовых различий в этой области. Это позволит совершенствовать процессы социально-психологической адаптации и психолого-педагогического сопровождения при индивидуальном подходе к каждому ребенку. Учитывая разность в поведении, личностных особенностях мальчиков и девочек необходимо составлять программы коррекции, опираясь на межполовые различия.
Список литературы