+7 (812) 967‑6650 +7 (921) 967‑6650

Автономная некоммерческая организация

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Санкт-Петербургский научно-исследователь­ский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Психическое здоровье ребенка

Психическое здоровье ребенка это способность маленького человека переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться.

Слово «нарушение», в контексте данного определения, вовсе не говорит о каком-либо психиатрическом заболевании, но именно оно сообщает нам о том, что эмоциональное состояние ребенка нестабильно, а испытываемый уровень стресса – непереносим для него на данном этапе.

Невроз у детей школьного и дошкольного возраста, также является сигналом о имеющихся проблемах.

Нарушения психического здоровья может вызвать как разовый стрессовый случай, так и постоянное нахождение в трудных условиях. Часто такие трудности имеются у детей, рано отделенных от матери или имеющих опыт проживания в учреждениях для сирот.

Необходимым слагаемым для развития ребенка и понимания им ощущения своего «Я» является постоянное присутствие в жизни внимательных и ориентированных на него родителей, либо других лиц, для которых важны и понятны эмоциональные и возрастные потребности малыша.

Возможность самостоятельно познавать мир, развиваться и совершать новые открытия, также помогает ребенку увереннее чувствовать себя на земле, если рядом стоит заинтересованный в нем взрослый, а потребность в движении удовлетворяется в полной мере.

Иногда, комфортно ощущая себя в одном месте (например, в школе или детском саду), в другом ( дома) ребенок начинает проявлять высшую степень агрессии, плакать без видимого повода или, наоборот, игнорировать игры и любые занятия.

Понять, что ребенок испытывает трудности, достаточно просто – можно посмотреть на его поведение и реакции и, в тех или иных ситуациях, внимательнее присмотреться к некоторым телесным симптомам.

Качание, сосание пальцев, накручивание волос или одежды – называется самостимуляцией и чаще всего используется детьми для того, чтобы успокоить себя. То есть начинает проявляться в критические моменты и ситуации – например, в незнакомом месте или при выполнении сложных заданий. Психологу важно помощь родителям увидеть эти реакции, найти их причины и вместе выработать план помощи неуверенно чувствующему себя ребенку.

Энурезы, проблемы со сном, тики и трудности с дефекацией также могут сообщать нам о проблемах эмоционального плана – в этом случае терапия выбирается исходя из возраста ребенка, особенностей семейной ситуации и момента, в котором возникла проблема.

Важно понимать, что данные признаки являются лишь внешним отражением внутренней ситуации, пробившимися наружу – а, значит, переживания в душе ребенка могут быть еще болезнее и глубже.

Часто, если помощь не оказывается на данном этапе, проблема переходит в психосоматическое заболевание, а сверху накладываются другие повседневные стрессы. При откладывании решения вопроса, это ведет к увеличению времени для получения положительного результата, поэтому первая рекомендация для родителей, заподозривших эмоциональные нарушения у своих детей – как можно скорее обратиться к специалисту для диагностики и, при необходимости, для оказания помощи ребенку или семье.