+7 (812) 967‑6650 +7 (921) 967‑6650

Автономная некоммерческая организация

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Санкт-Петербургский научно-исследователь­ский центр прикладной психологии и судебно-психологической экспертизы

Развитие воображения у детей

Наш ребенок готовится поступать в школу. Вот уже несколько лет мы исправно покупаем разнообразные пособия для его развития; он посещает не только детский сад, но и центр развития. Мы стараемся, чтобы он узнал как можно больше об окружающем мире, развиваем его память, внимание, мышление, моторику рук. И это правильно! Но по каким-то непонятным причинам развитие воображения остается за гранью наших усилий. Конечно, при прочтении сказок, рисовании, лепке воображение развивается. Но как-то само по себе. Мы не прикладываем к его развитию каких-то специальных усилий. Даже наоборот – иногда мы тормозим его развитие. Помните, как раньше, когда не было замечательных домиков Барби со всем содержимым, мы самостоятельно мастерили мебель, шили занавески, создавали интерьеры и целые города? Может быть, именно такое детское увлечение легло в основу творчества многих современных дизайнеров и модельеров? Ребенок пытается нам рассказать увлекательную историю, но нам категорически некогда его слушать. «Расскажешь потом!», – как часто мы говорим это нашему малышу? Лишая тем самым его возможности словесно выразить свои мысли и чувства.
Почему же развитие воображения не менее важно, чем развитие памяти, внимания и мышления?

Творческое воображение необходимо для формирования таких важных в современном мире качеств, как решение проблем из разных областей знаний, быстрое представление конечного результата, открытость новому опыту и впечатлениям. Успех в учебной деятельности невозможен без развитого творческого и воссоздающего воображения. Описательные сведения, карты, чертежи, стихи требуют постоянного переработки новых образов и их воссоздания. Всё это направлено на усвоение и закрепление нового учебного материала учеником. Не менее важным является и способность увидеть в привычном что-то новое, способность посмотреть на проблему с другой стороны, видеть не одно, а несколько решений поставленных задач.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения объясняет ту связь реального опыта и нереального, что всегда присутствует в наших фантазиях. Ведь невозможно придумать что-то абсолютно новое, выходящее за рамки нашего опыта, например, новый цвет или звук. Сущность воображения и состоит в преобразовании наших имеющихся представлений, в их непривычных сочетаниях и комбинациях. Как отмечал Л.С.Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»

Игры с ребенком для развития воображения: